Школьный музей - «Исток», место, где встречаются настоящее и прошлое. Когда вглядываешься в его экспозиции, то чувствуешь, как дух ушедших времен шепчет об историческом прошлом родного края. Здесь можно делать заметки, часами рассматривать удивительные экспонаты, а можно просто мечтать, воображая себя бойцом, водружающим знамя над рейхстагом. Каждый экспонат хранит в себе историю целой эпохи.
Хранителями Памяти всегда были и остаются музеи, среди которых достойное место занимают школьные музеи. И пусть они не так солидны, как государственные, нет так торжественны и благоустроены, но их роль в воспитании подрастающего поколения огромна, ведь всё в них собрано и сделано совместно с детьми.
Наш музей – это широкое поле творчества и сотрудничества учащихся, педагогов, родителей. Работа в школьном музее способствует формированию у обучающихся объективно- исторического подхода к изучению прошлого Родины через различные формы поисковой и исследовательской деятельности. Работа музея как преемника наследия прошлого, формирует у молодого поколения гражданско- патриотические чувства и утверждение значимости таких ценностей, как любовь и уважение к родному краю; бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующего поколения; преумножение исторического наследия, сохранения исторической памяти.
Школьный музей не только может, но и должен стать эффективным средством реализации требований ФГОС. Принципиальное отличие новых стандартов от ныне действующих заключается в единстве обучения и воспитания. Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.
Какие возможности реализации требований ФГОС дает школьный музей и музейная педагогика?
Потенциал школьного музея для воспитания и развития личности учащихся реализуется через функции музея - информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую, исследовательскую.
В работе школьного музея можно проследить большое разнообразие форм и методов, обогащенных новыми подходами, подсказанными современностью. Одно из таких новшеств - деятельностный подход в музейной педагогике. Учащиеся здесь не столько слушатели и экскурсанты, сколько поисковики, оформители и хранители.
Наиболее специфичной для музея формой научно-просветительской работы является музейная экскурсия.
Экспонаты школьного музея доступны, их можно потрогать, подержать в руках, детям предоставлена возможность "погрузиться" в прошлое, в историю.
В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта.
Музей дает учащимся интегрированные «очеловеченные» знания. А музейный предмет способствует пониманию жизни, ее смысла, гуманистически ориентированной системы ценностей. Здесь знания приобретаются иным путем, чем на уроках, благодаря пространственным перемещениям, возможности включения в творческое познание и деятельность.
Старшеклассники, проявившие интерес к музею, могут воспользоваться его фондами и подготовить доклад, реферат, принять участие в краеведческих и научных конференциях.
Создатели школьного музея являются и его основными «пользователями». Дети, принявшие участие в создании, развитии и оформлении музея, видят результаты своей деятельности в экспозиции, приобретают навыки поисково-исследовательской деятельности, расширяют предметные знания.